
«Мы даже не думали, что это возможно». В Эрмитаж впервые привезли искусство Ассирии

«Фонтанка» побывала на первой в России выставке искусства древней Ассирии. Экспонаты для неё предоставил Британский музей. Сюжет на одном из рельефов не могут разгадать ученые, а к проекту имеет отношение сама Агата Кристи.
Открывая выставку Ассирии в Манеже Малого Эрмитажа, Михаил Пиотровский , возможно, впервые «рискнул» похвастаться, объяснив это своим юбилеем (9 декабря директору музея исполнилось 75). Один из археологов, который занимался раскопками в тех краях, — друг его отца и всего Эрмитажа профессор Макс Мэллоуэн. Ученый также известен благодаря тому, что был супругом Агаты Кристи. Так дома у Пиотровских появился автограф знаменитой британской писательницы.
Что касается изучения самой Ассирии — в этом у России успехи невелики, хотя и специалисты есть, и тема очевидна. Государство со столицей Ниневией (речь о XVIII-XVII веках до нашей эры) описывалось даже в Библии, притом как весьма греховное и агрессивное. Но воспользоваться материалом Британского музея, где хранится богатейшая в мире коллекция ассирийского искусства, или Лувра, советские ученые не могли. А своего не хватало — за пределами Эрмитажа ассирийского искусства в стране вообще нет. Вот и оказалось, что нынешняя выставка — первая в России, посвящённая ассирийскому искусству. А её каталог, и то, написанный, преимущественно, британцами, — первая специализированная книга на русском по Ассирии.
Куратор выставки, ученый секретарь Эрмитажа Мариям Дандамаева, оценила в беседе с корреспондентом «Фонтанки» событие как значимое. Общаясь «со своими», Дандамаева была более эмоциональной. «Мы даже не думали, что это возможно!» — делились впечатлениями на вернисаже опытные сотрудницы.
По словам второго куратора, доктора Гарета Бреретона, хранителя памятников древней Месопотамии отдела Среднего Востока Британского музея, выставку собрали специально для Эрмитажа — раньше она никуда в таком виде не выезжала. Разве что некоторые предметы куда-либо выдавали лет 20-30 назад, но большинство экспонатов, единожды попав в Великобританию, ее уже не покидали. Некоторые экспонаты уехали в Петербург прямо с постоянной экспозиции.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на церемонии открытия первой в России выставке искусства древней Ассирии
Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»
Несмотря на древность, рельефы поражают сохранностью, заставляя сомневаться, каков процент реставрационного вмешательства. «Многие из них, когда были раскопаны, оказались разбитыми — полностью или частично. В местах соединений наши реставраторы очень аккуратно скрепили части — так, что вы даже не заметите места склеек, — рассказал Бреретон корреспонденту «Фонтанки». — В местах утрат мы лишь восстановили цвет. Когда в храме был пожар, стены стали падать и разбили некоторые из рельефов. Некоторые огонь повредил сильнее других, и, когда город был покинут, вода также нанесла урон. Рельефы сделаны на гипсовом алебастре, он растворим, и вода его повреждает. Но многие произведения — в выдающейся сохранности, потому что верхние этажи зданий упали на них сверху и тем самым сберегли их».
«Ассирийские цари заказывали такие рельефы для своих дворцов, — продолжил ученый. — Царь считался представителем богов, и его обязанностью было устанавливать порядок в мире и ликвидировать хаос, и в это понятие входило уничтожение врагов Ассирии и расширение Ассирийского царства. И рельефы показывают достижения царей и их мощь. Здесь мы можем видеть исторический нарратив: сопоставлять изображения на рельефах с древними текстами и таким образом реконструировать историю. Мне нравятся сложные рельефы с множеством событий — можно их декодировать, внимательно смотреть на разные элементы и расшифровывать, что за ними стоит».
Среди увлекательных сюжетов, которые, и вправду, можно найти на выставке, — победа царя Ашшурбанапала над восставшим братом, царем Вавилона, — факт исторический. Не желая сдаваться, Шамаш-шум-укин поджег своей дворец и сгорел в нем с семьей. На рельефе изображены пленные, вынесение сокровищ из дворца, женщины, несущие пожитки, а также сложенные пирамидкой головы врагов.

Настенный рельеф с изображением Ашшурбанапала, принимающего добычу и пленных из Вавилона (фрагмент)
Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»
Но есть и менее понятные сюжеты, над которыми бьются ученые.
«Есть некий сюжет — ритуал перед священным деревом, — поделилась с «Фонтанкой» Мариям Дандамаева. — Он повторяется постоянно во дворце Ашшурнацирапала в Кальху, это IX век до новой эры, и это первый из знаменитых великолепных ассирийских дворцов, украшенных рельефами. Стилизованное дерево своими листьями напоминает финиковую пальму, но это не она, потому что, когда хотели изобразить финиковую пальму, так и делали. Иногда у изображенного в руке — ведерко, а что в нем, — непонятно, — а также предмет в виде шишки. Ясно только, что он макает шишку в ведерко и что-то делает с листьями».

Настенный рельеф с изображением крылатой фигуры перед священным деревом. 875-860 годы до нашей эры
Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»
Дандамаева обращает внимание, что на другом рельефе тот же обряд совершает божество уже над фигурой царя.

Рельеф из тронного зала в Северо-Западном дворце Ашшурнацирапала II (Британский музей). Царь и его божественный покровитель, совершающий обряд, изображены дважды - зеркально
Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»
«Дело в том, что такие вещи никогда не описываются в текстах, — рассказывает она. — Там описываются или заклинания, или просьба о предсказании, или это тексты административные, хозяйственные. Ритуалы никогда письменно не объяснялись: те, кому нужно, знали и так. Поэтому остается только гадать. Последняя версия, указанная в каталоге, — это опрыскиватель или очиститель дерева. Есть еще предположение, что это оплодотворение финиковой пальмы (у нее есть мужские и женские цветки, и он их опыляет). Но есть еще версия, и мне она нравится больше всего, правда, ее редко придерживаются, — что это елей. Может, это обряд типа помазания на царство. Понятна его функция — это защита, тем самым обеспечивается процветание, — но что конкретно они делают и что держат, — непонятно».
Один из разделов выставки посвящен труду археологов — эту тему Михаил Пиотровский выделил особо.

Демонтаж одного из колоссальных человекоголовых быков во время раскопок Лэйарда в Нимруде. Около 1850 года. Литография
Фото: Алина Циопа/«Фонтанка.ру»
«Благодаря раскопкам и тому, что многие находки были перевезены в Британский музей, эти вещи оказались спасены. Именно древние города Ассирии со столицей в Ниневии, которая находилась рядом с тем местом, где сейчас находится Мосул, уничтожены фанатиками из ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — Прим.ред.)».
Выставка, вобравшая примерно четверть ассирийской коллекции Британского музея, будет доступна в Эрмитаже до 29 марта.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50